Говоря о городе сухим языком энциклопедий и статистики, можно выделить следующее. Воронеж основан на берегах реки Воронеж, в 8,5 км от впадения ее в Дон. Население его составляет свыше 900 тыс. человек, площадь более 590 кв.км.
А вот как сказал о нашем городе Осип Мандельштам, который жил в Воронеже некоторое время:
Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте,
А небо, небо -- твой Буонаротти...
Следует отметить, что многие великие деятели культуры черпали вдохновение в нашем городе: Иван Никитин, Алексей Кольцов, Иван Бунин, Андрей Платонов. Им, а также многим литературным и историческим персонажам и событиям посвящено большинство памятников, мемориальных комплексов, культурных заведений Воронежа.
Немного истории города. Воронеж впервые упоминается в исторических документах в 1177 г. Официальным же годом основания считается 1585 г. Царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного, издает указ, где повелевает построить крепость для защиты южных границ русского государства. Историческую основу жизни города отображает герб: кувшин на фоне крепостной стены, из которого течет поток, как символ неиссякаемого богатства. Зубцы крепости напоминают, что Воронеж в далекие времена охранял страну от внешних врагов, а также являются символом короны, подчеркивают значение города как губернского центра. Колосья пшеницы на гербе подчеркивают значимость города – хлебной житницы России.
Всем известно, что Воронеж – колыбель русского флота. Здесь Петр Великий начал строить военные корабли. Морская тема присутствует во многих элементах зданий и символических изображений границ районов города. Если отправиться на прогулку по воронежскому водохранилищу, обязательно нужно сфотографировать живописный макет парусника, который «плывет» над водой как символ славного начинания великого императора. В 1696 г. первыми были спущены на воду корабли-галеры «Принципиум», «Святой Марк», «Святой Матвей». Напоминанием о тех страницах истории являются многочисленные памятники в городе. Одна из площадей Воронежа называется Адмиралтейской. Находится она на набережной современного водохранилища. Ранее именно здесь располагались судоверфи 17 века. Освящались все мероприятия по строительству и спуску военных парусников служителями Успенской церкви. Она является одним из немногих сохранившихся сооружений в Воронеже тех времен. В 1699 г. именно здесь был освящен Андреевский флаг, впоследствии ставший символом российского флота. Указом Петра Успенская церковь стала главным собором Адмиралтейства (особой государственной структуры, которая соединяет военную и гражданскую власть). Богослужения совершались первым воронежским епископом Митрофаном, сподвижником Петра. Легенда гласит, что иногда на клиросе пел и сам царь. После завершения корабельного строительства церковь стала обычной приходской. На сегодняшний день церковь реставрируется. В 1996 г., к 300-летнему юбилею создания российского военного флота, Успенский храм был передан Воронежской епархии. С архитектурной точки зрения здание церкви состоит из частей различных времен и стилей. Наиболее старая часть представляет собой храм с низкой трехлопастной апсидой, увенчанной пятью куполами, выстроена в древнерусском стиле. Трапезная и трехъярусная колокольня выполнены в стиле классицизма. Замечательный архитектурный ансамбль Адмиралтейской площади и Успенской церкви делают эту часть набережной очень привлекательной для горожан.
В Воронеже есть и памятник Петру I, стоит он в Петровском же сквере на одной из главных улиц города проспекте Революции. Он был сооружен в 1860 г. на общественные пожертвования. Автором памятника является Е. А. Шварц. Скульптура отлита из бронзы в Петербурге, пьедестал изготовлен из красного гранита, добытого в Павловском уезде. Но во время Великой Отечественной Войны, в 1942 г., бронзовая статуя была вывезена в Германию для переплавки. В 1956 г. памятник восстановлен практически в первозданном виде скульптором Н. П. Гавриловым. В обновленном памятнике изменены некоторые детали. Так, сам Петр изображен более молодым, т. е. в том возрасте, когда он приезжал в Воронеж в связи со строительством флота. Император одет в форму Преображенского полка, его левая рука указывает вперед, а правая опирается на якорь. Тщательно проработаны лицо и детали мундира Петра. Нужно сказать, что территория сквера, где стоит памятник, это бывшая Петровская площадь. Уже несколько лет Петровский сквер украшает фонтан, это одно из любимых мест в городе для отдыха молодежи. Прогуляемся по центру города, благо здесь можно увидеть много интересного! Недаром, например, на проспекте Революции и днем и ночью очень людно. Прежнее название его Большая Дворянская. Пожалуй, ни одна улица в нашем городе не обладает таким изобилием памятников старины, уникальных зданий и своей особой атмосферой. На въезде в центр встречает гостей Воронежа здание управления Юго-Восточной Железной дороги – самая высокая башня нашего города. Прогуливаясь далее, обращаем внимание на высокую стелу мемориала на Площади Победы, там расположены памятник защитникам города, у подножия которого горит Вечный огонь. За героизм воронежцев, проявленный в годы оккупации во время Великой отечественной войны, недавно городу присвоено почетное звание России «Город воинской славы». Посвящено теме войны множество памятников и в других частях города: полуразрушенная ротонда областной больницы, Памятник Славы на братской могиле воинов-защитников, мемориальные комплексы на Чижовском плацдарме и в Песчаном логу, музей-диорама, иллюстрирующий жестокие сражения за город, памятник генералу Черняховскому и многие другие.
Но вернемся на Большую Дворянскую улицу (проспект Революции), посмотрим на Дом офицеров, памятник Андрею Платонову, местный ЦУМ, вековую гостиницу «Бристоль», выполненную в стиле модерн, Музыкальное училище имени Ростроповичей, кинотеатр Пролетарий. Здесь же, пожалуй, самое необычное и нарядное здание в Воронеже – Кукольный театр «Шут». Перед ним самое любимое место желающих сфотографироваться – памятник знаменитому литературному герою Белому Биму. Любителям русских сказок интересно посмотреть на запечатленных в металле Старика с Золотой рыбкой, Балду с чертенком, все они «живут» рядом с Кукольным театром.На проспекте Революции расположен Воронежский областной Музей имени И. Н. Крамского. Здание музея красотой и величием не уступает дворцу. Нужно отметить, что музей располагается в нем только с 1933 г. Первоначально здание построено для воронежского губернатора И. А. Потапова по проекту архитектора Н. Н. Иевского, выполнено в стиле барокко. В музее собраны уникальные коллекции декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, античности, русской и европейской живописи и скульптуры 18-20 вв., старинных икон, произведений известных воронежских художников И. Н. Крамского, А. А. Бучкури, Е. А. Киселевой, а также современных авторов. В музейном фонде насчитывается более 20 тысяч экспонатов. Здесь часто проходят различные выставки.
За пищей духовной можно обратиться и в театры: Оперы и балета, Воронежский драматический театр имени А. Кольцова, Камерный театр. Последний, хоть и относительно молод, но очень популярен у воронежцев. Его идейным вдохновителем и создателем является режиссер Михаил Бычков. А отличает организацию такой модели театра то что, в нем традиционные принципы стационарного репертуара совмещаются с новыми контрактными творческими и производственными отношениями. Художественная программа камерного театра предполагает соединение опыта психологического театра и новых форм театральной выразительности. В сегодняшнем репертуаре театра классические постановки произведений Пушкина, Достоевского, Чехова, Набокова, а также современных авторов. Постановки многих режиссеров Камерного участвуют в престижных театральных конкурсах, некоторые удостоены Премии К. С. Станиславского.
Воронеж – родина великого русского поэта А. В. Кольцова. В 1868 г. по инициативе А. В. Андроновой, сестры поэта, установлен памятник нашему знаменитому земляку. Находится он в самом центре города, в Кольцовском сквере, рядом с площадью Ленина. Этот памятник является одним из старейших в городе. Скульптором является Августин Трискорни, выполнен в стиле классицизма, из белого каррарского мрамора, представляет собой бюст на высоком сложном пьедестале.
Рядом с кинотеатром Пролетарий, в начале бульвара на улице Карла Маркса, располагается памятник еще одному уроженцу Воронежа, поэту И. С. Никитину. Открыт он был 1911 г., это событие приурочили к 50-летию со дня смерти поэта. Памятник был изготовлен в Петербурге, автором является художник И. А. Шуклин. Примечательно, что в Петербурге был проведен конкурс на проект памятника, модель будущего памятника заняла в нем второе место, но отобрана была, потому что, по словам современников Никитина, наиболее точно отображала душу поэта. Бронзовая статуя изображает поэта сидящим в задумчивой, даже скорбной, позе: он склонил голову, положил руки на колени и смотрит на лежащие у ног книги.
Немногим далее от памятника по улице Карла Маркса расположился воронежский «Арбат» - уличная картинная и сувенирная галерея.
Одним из самых любимых мест горожан с недавнего времени стал памятник Котенку с улицы Лизюкова. Знаменитый «горожанин» запечатлен сидящим на дереве, напоминающим пальму, а рядом сидит ворона. И взрослые, и дети очень любят фотографироваться рядом с прославленным мультипликационным героем.
Душой любого русского города всегда были и есть православные храмы. К сожалению, не все воронежские церкви сохранились до наших дней, но действующие достойны внимания.Один из старейших храмов Воронежа Алексеевский Акатов монастырь. Святой Алексий и его соратник преподобный Сергий Радонежский своей деятельностью способствовали объединению Руси, были духовными наставниками великих русских князей. Алексеевский мужской монастырь образован еще в 1620 г., немногим моложе самого города. С 1990 г. монастырь вновь действует, но как женский. С архитектурной точки зрения монастырский комплекс представляет собой несколько различных по стилю зданий. Древнейшей частью является колокольня 1674 г., выполненная в древнерусском шатровом стиле.
Примерный ровесник Алексеевского монастыря храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Основание датируют также примерно 1620 г. Поскольку сначала это было деревянное здание, он часто сгорал во время пожаров, перестраивался, менял местоположение. С 1682 г. храм стал Кафедральным собором, а в 1684 г. началось строительство каменного здания собора. В храмовый комплекс входили и резиденция архиереев Воронежской епархии, и Духовная Семинария. После октябрьской революции храм был закрыт, а позднее полностью разрушен. В 1998 г. по инициативе митрополита Мефодия началось возрождение Благовещенского храма. На сегодняшний день строительство его почти завершено. Архитектура храма напоминает Владимирский собор города. Перед храмом в 2003 г. был воздвигнут памятник первому епископу Воронежской епархии Митрофану.